Какие истребители готовы к бою с F-22A

30 сентября 2014 г. «The Aviationist» развязал очередную дискуссию, связанную с противостоянием американского малозаметного истребителя 5-го поколения F-22A «Raptor» с европейскими истребителями «Rafale» и EF-2000 «Typhoon». Источник ресурса сообщает, что эти истребители способны уничтожить «Раптора», если тот позволит подойти к нему на дистанцию ближнего воздушного боя.

Данные размышления появились после ночных боевых операций F-22A по уничтожению баз террористической организации «Исламского государства Ирака и Леванта»(сокращённо «ИГИЛ») на территории Сирии.

Три самые сильные стороны этой боевой машины, которые нужно помнить при её сравнительном анализе с истребителями поколений 4, 4+ и 4++ в дальнем воздушном бою – БРЛС, ЭПР и силовая установка.

Мощная высокопотенциальная БРЛС AN/APG-77, изготовленная на основе АФАР из 1500 ППМ, способна сопровождать около 60 воздушных целей типа «истребитель» с ЭПР 5 м2 на дальности 310 км (это базовые истребители Су-27, Су-33), «Рафаль», «Еврофайтер», МиГ-35, — машины переходного поколения 4++, имеющие ЭПР около 1 м2, и могут быть обнаружены «Раптором» с 205 км. В режиме ДВД преимущество «американца» в обзорных возможностях неоспоримо.

А опасность он начинает представлять при приближении менее чем на 120 км, это дальность пуска усовершенствованной ракеты AIM-120 AMRAAM C-7. После пуска ракета набирает скорость 4300 км/ч, и может быть запущена в режиме «LPI» (Low Probability of Intercept), при котором интенсивность передающего канала АФАР минимальна, самолёт противника не сможет обнаружить облучение своей СПО, а значить будет дезинформирован до последнего, когда уже будет захвачен АР ГСН ракеты AIM-120C-7. Такая игра может быть опасна для стандартных истребителей поколения 4, особенно не обладающих сверхманевренностью F-15C, F-16C.

Когда же МиГ-35, «Рафаль» и «Еврофайтер» смогут обнаружить «Раптор»? На МиГ-35 устанавливается БРЛС «Жук-АЭ» с АФАР на 1016 ППМ, она сможет обнаружить «Раптор», стандартная ЭПР которого 0,07 м2 (по последним данным источников это наиболее правдоподобная цифра) на расстоянии 65 км, атаковать «Раптор» ракетой Р-77 МиГ сможет с расстояния около 60 км. Зная о помехозащищённости РЛС «Жук-АЭ» и отличной маневренности Р-77, можно утверждать, что «срывов захвата» будет не много, ещё эффективной на этой дистанции будет ракета Р-27ЭТ с высокочувствительной ИК ГСН, в которой частично реализован принцип «пустил-забыл».

В принципе, в БВБ с F-22A могут справиться практически все наши истребители, даже МиГ-29А и Су-27, которые освоили «Кобру Пугачёва», «Чакру Фролова» или «Колокол». Почему для борьбы с «Раптором» желательны эти фигуры? F-22 – истребитель высокоманевренный: отклоняемый по вертикали вектор тяги, два ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100 суммарной тягой 31000 кг, площадь крыла 78 м2 позволяют ему достичь тяговооружённости 1,2 и угловой скорости разворота около 24 град/с при минимальном радиусе разворота в вертикальном вираже.

Также «Хищника» научили упрощённой «Кобре Пугачёва» с резким торможением, и для простых истребителей типа «Мираж 2000-5» или «Еврофайтер», не имеющих ОВТ, F-22 является весьма шустрой машиной, это Вы можете оценить из видео ниже, где проходили учебные бои между «Рафалем» и «Раптором». Каждый раз, когда французский лётчик выходил в хвост «Раптору», тот отклонял сопла (вектор тяги) и перекручивал «Рафаль», теряясь из поля зрения французского лётчика. Наиболее чётко это видно на 4-й минуте 13-й секунде.

Характеристики ОЛС:

  • OSF (Rafale): способен обнаружить «Раптор» на дистанции 50-60 км и дать целеуказание ракете MICA-IR.
    Pirate IRST (EF-2000) имеет дальность идентификации
  • «Раптора», аналогичную «Рафалю», но способна отслеживать одновременно 200 целей.
  • ОЛС-УЭМ (МиГ-35) визирует F-22 с 20-25 км. Эти характеристики действительны при сканировании в ППС; в ЗПС они значительно выше, и приближаются к 80-100 км. Эта ОЛС полностью синхронизирована с нашлемной системой целеуказания пилотов, что позволяет начать бой средней дальности без участия БРЛС.

Экипаж МиГ-35 состоит из двух летчиков, это позволяет вести более эффективный воздушный бой с малозаметным американским самолетом, так как второй летчик-оператор, не отвлекаясь на моменты пилотирования и противоракетного маневрирования, может полностью углубиться в процесс поиска, сопровождения и уничтожения стелс-истребителя. Приборные панели двух летчиков почти полностью продублированы, поэтому они могут меняться задачами в случае усталости одного из членов экипажа.

Три эти самолета полностью готовы к сражению с F-22A на средних дистанциях до 50 км и маневренном БВБ; причём у МиГа-35 шансов на победу значительно больше, чем у европейских машин.

/Евгений Даманцев/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *